Основанный в 1953 году, Китайский оркестр телерадиовещания является наиболее успешным и влиятельным оркестром в Китае.
Директор оркестра в настоящее время - Жан Дасен , главный дирижер – Пан Капэн .
В течение почти полувека под руководством последнего маэстро китайской традиционной музыки Пэна Сювэня, оркестр собрал множество превосходных исполнителей, создал и исполнил тысячи музыкальных произведений и сформировал свой собственный "энергичный и великодушный, строгий и изящный" стиль.
Совершенствуя формацию современного народного инструментального оркестра, оркестр телерадиовещания достиг превосходных результатов. Он собрал базовый состав различных китайских народных инструментов и получил новые возможности для создания музыки, оркестровок, дирижирования и исполнения китайской народной музыки.
Многие инструменты, такие как Yangqin, Ruanxian, Jiansheng, Paigu и Diguan, были обновлены. Все эти усилия предоставили практические возможности и другим китайским оркестрам, как у себя на родине, так и за рубежом, и открыли широкие просторы для развития китайской музыки.
Гастрольный график:
|
25 мая 2007 года
начало в 18.00 |
в Москве в Концертном зале им. П.И. Чайковского оркестр выступит с программой "Чарующие звуки Поднебесной – Путешествие в музыку императоров". |
|
27 мая 2007 года
|
в Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова оркестр примет участие в большом праздничном концерте, посвященном празднованию дня города. |
|
|
Главный дирижер Государственного Оркестра Национальных Инструментов Радиовещания Китая - Пан Капэн.
Он родился в 1965 году в провинции Анхой на востоке Китая.В 1985 году он был зачислен на Отделение композиции и дирижерства Шанхайской консерватории, а в 1987 году был переведен на аналогичное отделение в Центральную Консерваторию Пекина, где он учился у профессора Сюй Синя, и закончил его с отличием. Во время учебы, в 1989-1990 годы, он получал стипендию Шень Синьуна. Одновременно он был дирижером Китайского Юношеского Симфонического оркестра. В тот же год он был рекомендован к обучению на получение степени Магистра Искусств у профессора Чжэна Сяоина. В 1992 Пан Капэн получил степень магистра и с блеском провел свой выпускной концерт. Среди основных произведений его выпускного концерта была "Симфония № 5" Шостаковича. Темой диссертации Пан Капэна были "Некоторые идеи о том, как сделать выводы из произведений с точки зрения дирижера". Жюри прокомментировало доклад как "логичный, с четкой позицией". Эти идеи Пан Капэна имели академическую значимость.
В августе 1996 года Пан Капэн был приглашен прослушать "35-й международный дирижерский мастер класс Кирилла Кондрашина" в голландском городе Хильверсун. Он был единственным молодым дирижером из Азии, прослушавшим этот мастер класс, на котором читали лекции знаменитые дирижеры Эдвард Доунс и Петер Эотвос. После обучения Пан Капэн получил приз Кирилла Кондрашина.
На следующий год, в июне, Пан Капэн был рекомендован Центром Американских Дирижеров для посещения международного мастер класса для дирижеров в Киеве, столице Украины. Как молодой дирижер, ведущий активную музыкальную сценическую деятельность в своей стране и за границей, он был приглашен дирижировать Японским симфоническим оркестром Киушу, Малым симфоническим оркестром Гонконга и Национальным Симфоническим оркестром Украины. Он успешно выступил на одной сцене с доктором Джун Кин, выдающейся американской органисткой, и мисс Гао Феньчен, корейской виолончелисткой, живущей в США. Их совместное выступление получило положительную оценку критиков: "это было живое, очень теплое выступление. Он обладает своим собственным, уникальным стилем дирижирования (Пекин Мьюзик Уикли, февраль, 1993); Он очень тонко чувствует музыку и обладает большим потенциалом" (Пекин Таймс, Пекин Ивнинг Ньюс, Чайниз Мьюзик и Чайна Дейли, декабрь,1992); "Он самый талантливый дирижер нового поколения" (Гонконгский "Синь Бао"). Пан Капэн два раза дирижировал своим оркестром в Золотом Зале в Вене, Австрия. Это был Китайский весенний фестиваль традиционной музыки, посвященный году Дракона в 2000 году и Большой концерт традиционной китайской симфонической музыки нового века в 2001 году. Австрийская газета "Мессенджер" написала, что его дирижерский стиль перекликается со стилями Сэйдзи Одзавы и Мути. В начале 2002 года Пан Капэн повез Оркестр Народных Инструментов Радиовещания Китая, главным дирижером которого он является, в Женеву (Швейцария) для проведения Большого концерта традиционной китайской музыки в Зале заседаний ООН, который был включен в культурную программу "Года диалога цивилизаций" ООН. Чуть позднее, в феврале, он вновь приехал в Золотой Зал Вены с Китайским оркестром Востока, чтобы провести еще один концерт к китайскому новому году.
За годы работы у оркестра сложилось свое творческое лицо, свой стиль концертных программ. Наряду с исполнением придворной музыки династии Цин, музыки провинции Гуандун, музыки Цзян Сижу, что в переводе означает "музыка шелка и бамбука с южной реки", оркестранты исполняют китайскую оперную музыку, включая Пекинскую Оперу и музыку разных местных оперных театров: куньшаньской оперы, театра Бангцзы провинции Хебей, театра Ючжу, провинции Хенань и т.д. Еще одно направление, наиболее любимое широкой публикой, - это прекрасно исполнение музыки малых народностей Китая, таких как мяо, дун, туцзя и уйгуры.
Яркой отличительной чертой оркестра является стремление музыкантов к экспериментам в искусстве исполнения. Коллектив работает как с выдающимися китайскими композиторами, которые уже не в первый раз доверяют музыкантам исполнение своих сочинений, так и современными, подающими большие надежды композиторами. Несколько произведений написаны специально для коллектива. Такое сотрудничество способствует созданию качественно нового репертуара оркестра.
Результатом плодотворной работы музыкантов стала обработка около 40 классических и современных европейских произведений, включая "Струнную серенаду соль-мажор" Моцарта, "Карменсюиту" Бизе, "Венгерскую рапсодию" Листа, "Картинки с выставки" Равеля, "Облака" Дебюсси, сюиту "Жар-Птица" Стравинского и увертюру к оперетте "Кандид" Бернштейна.
Успехи, которых добился оркестр за последние 40 с лишним лет, не только продвинули китайскую оркестровую музыку, но и послужили источником вдохновения для некоторых композиторов Европы. Швейцарский композитор Генрих Швайцер написал "Симфонию для Востока и Запада" для западного симфонического оркестра и оркестра китайских народных инструментов. Она впервые исполнялась вместе с Симфоническим Оркестром Центрального Балета Китая в 1995 году и была высоко оценена ЮНЕСКО.
Своеобразной творческой вершиной в работе оркестра стало участие в 6-м Международном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Коллектив получил тогда золотые награды за исполнение камерных произведений: "Весна на залитой лунным светом реке" и "Луна на горе Гуаншан". С тех пор оркестр гастролировал во многих странах: Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, Албании, Югославии, на Мальте, в Италии, Сан-Марино, Германии, Австралии, Новой Зеландии, на Филиппинах, в Тайланде, Макао и Тайване.
В1980 году оркестр был приглашен на гастроли в Японию. Впервые крупный китайский оркестр народных инструментов ступил на мировую музыкальную сцену. Император и Императрица Японии присутствовали на первом концерте, который вызвал огромный интерес среди японского народа.
7 января 2001 года в Золотом Зале Вены оркестр выступил с большим концертом традиционной китайской симфонической музыки нового века. Живая трансляция концерта была передана Центральным телевидением Китая и Центральным телеканалом Австрии на весь мир.
В 1986 году Пекинская студия научных фильмов сняла фильм о выступлениях Оркестра Народных Инструментов Радиовещания Китая, который стал знаковым музыкальным документальным фильмом 20 века.
Таким образом, насыщенная и яркая творческая жизнь оркестра способствует как профессиональному росту коллектива, так и пробуждению интереса к развитию китайской культуры среди широких слоев населения во всем мире.
ПРОГРАММА КОНЦЕРТА В МОСКВЕ:
Первое отделение:
1. Танец дракона.
Композитор: Сюй Чанцзюнь
2. Северо-западная сюита.
Композитор: Тан Дунь
Часть первая: Небесный царь посылает долгожданный дождь
Часть вторая: Свадебные розыгрыши
Часть четвертая: Танец с поясничными барабанами
3. Глубокая ночь.
Композитор: У Хуа. Обработка: Чжан Дасэнь
Соло на цзинху (скрипке пекинской оперы) : Цзян Кэмэй
4. Каприччио "Река Дабо".
Композитор: Хэ Сюньтянь
5. Танец народности "яо".
Композиторы: Лю Тешань, Мао Юань
Обработка: Пэн Сювэнь
Второе отделение:
6. "Засада со всех сторон".
Композитор: Лю Вэньцзинь
7. "Мелодия воды".
Музыкальная редакция: Пэн Сювэнь
8. "Лирические вариации".
Композитор: Лю Чанюань
Дирижер: Пан Капэн
Исполняет: Государственный Оркестр Национальных Инструментов Радиовещания Китая